Assign modules on offcanvas module position to make them visible in the sidebar.

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны, элементы или состояния предмета.

Иногда под абстракцией понимается лишь результат этого процесса абстрагирования, т. е. уже вычлененное и самостоятельное, в «чистом виде» рассматриваемое свойство предмета. Способность к абстракции позволяет  человеку  мысленно  ориентироваться  на  такое  свойство,  устойчивое  выделение которого служит условием решения соответствующей задачи (в этом плане абстракция тесно связана с процессом внимания).

Абстракция лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракция.

Формальная абстракция 

состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата возможно  только  в  мысленном  плане  (в  Абстракции).  Так,  геометрическая  форма  тела  сама  по  себе реально  не  существует  и  от  тела  отделиться  не  может.  Но  благодаря  формальной  абстракции  она мысленно  выделяется,  фиксируется,  например  с  помощью  чертежа,  и  самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций такой абстракции заключается в выделении  общих  свойств  некоторого  множества  предметов  и  в  фиксации  этих  свойств  к.-л. знаком (чаще всего словесным или чертежом). Абстракция такого вида называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех др. (например все тела прямоугольной формы отличить от тел др. форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. знаком, становится его значением. На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной абстракции, являются носителями таких сокращений.

Содержательная абстракция

вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью. Эта абстракция отражает становление подобной самостоятельности и его результат, имеющий форму сравнительно простого и однородного состояния.

«Абстрактное» как результат абстракции обозначает, т. о., нечто выделенное, одностороннее, простое, приобретшее  относительную  самостоятельность  внутри  сложной  системы.  Ему противостоит «конкретное» как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека первоначально образует различные абстракции, а затем на их основе путем конкретизации   воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное).   Такое мышление одновременно и абстрактное (осуществляется в форме абстракции), и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.

В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или эмпирической, абстракция, чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Она является основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид абстракции служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную абстракцию До сих пор психологические характеристики этого вида абстракции и закономерности ее развития у детей изучены слабо.

В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию к.-л. существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения «в чистом виде». Особенно перспективно воспитание у учащихся способности к образованию содержательных абстракций и  к  оперированию ими.  В  процессе обучения можно формировать такой уровень и такие виды абстракции, которые соответствуют основным требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение.

Источник: Большой психологический словарь. Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко. 

Авторские права на методики и тексты принадлежат Стачинской С.О.

Joomla Templates by Joomla-Monster.com